9 декабря, 10 день по лунному календарю
День благоприятен для изготовления лекарства, совершения свадебных церемоний, выезда в дальнюю дорогу, закладки фундамента дома и переезда. Нежелательно начинать большие дела. Стрижка волос – к обострению органов чувств.
Зурхай на всю неделю

Логин:

Пароль:

Забыли свой пароль?


Войти как пользователь:

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

История телерадиокомпании

"20 лет. Как это было". Фильм Германа Галсанова

Наша телекомпания возникла на заре новой России. 1992 год стал первым годом без СССР. Страна переживала, по сути, очередную революцию - со всей романтикой и трагедией, которая присуща этому состоянию. 

Но все же главным эпитетом того времени было слово – новое. Все строилось заново и все хотелось попробовать. В том числе и новое телевидение. Идея создания телеканала появилась еще после путча ГКЧП, когда в стране отменили КПСС, а заодно и цензуру вместе с монополией государства на СМИ. Новые газеты и студии стали появляться как грибы по всей стране. Бурятия не стала исключением. 

Но «Ариг Ус» на местном фоне выделился сразу. Каналу выбрали не модные тогда повсеместно аббревиатуры, а собственное имя, означающее в переводе со старо-бурятского «чистый источник, родник». В концепции определяющими должны были стать не западные программы и фильмы, а свои оригинальные программы с новыми лицами и свежими идеями. 

А вот реализовывать эти идеи должны были не новички-дилетанты. Важным отличием «Ариг Уса» стало то, что у его истоков были люди, имеющие не только желание создать негосударственный телеканал, но и серьезный опыт работы на ТВ. 



Первым гендиректором стал Ярослав Николаев – профессиональный журналист, бывший местный спецкор всесоюзной программы «Время», первым режиссером – Сергей Языков, за плечами которого были годы работы на бурятской студии ТВ. Вообще техническая служба во главе с Валерием Нагуслаевым изначально сложилась из бывших «бэтэшников» (Бурятская государственная телерадиокомпания), да и два первых оператора - Юрий Зонхоев и Эдуард Бубеев - пришли оттуда. 

А вот творческая составляющая нового коллектива, действительно, почти сплошь была собрана из не телевизионного мира. Зато молодые и очень амбициозные. Принятый курс на собственное производство будоражил творчество, а отсутствие опыта стимулировало к экспериментам. В ожидании первого эфира сложились первые проекты будущего канала – «Криминальное время» Татьяны Семеновой, «Работаю волшебником» Виктора Кострыгина, «Винегрет» Андрея Левантуева и Елены Лузан. За информацию отвечали Анастасия Манхеева и Елена Дружинина, за музыкальное оформление - Андрей Лузан, за постановочную режиссуру Александр Ней. 

1.jpg
1995 год

Громадье планов и идей рождалось в первой студии канала. Ею стала студенческая студия БГПИ (ныне БГУ). Однако площади размером со стандартную вузовскую аудиторию хватала всем. Ведь штат канала, включая бухгалтерию и коммерческий отдел, составлял тогда 18 человек. Не хватала эфира. Свободных частот не было и как только появилась возможность арендовать утреннее время на тогдашнем втором государственном канале, ею тут же воспользовались. 

Впервые зрители Улан-Удэ познакомились с новым телевидением 1 июня 1992 года в 6:00 утра по местному времени. Вещание "Ариг Уса" представляло из себя 3-часовой единый канал, разделенный на рубрики, клипы и оперативную информацию о погоде, загазованности воздуха, авариях и т.д. Все выходило в прямом эфире, а заставками для переходов был реальный план утреннего города, который снимала камера из окна (кстати, восходящее над крышами реальное солнце и прогуливающиеся голуби смотрелись круче многих современных заставок). 

Вскоре в эфире «Ариг Уса» появилось первое скетч-шоу – «Провинциальные анекдоты». Автор и руководитель программы Андрей Левантуев собрал в этот коллектив бывших коллег по театру эстрадных миниатюр «Алик» и СТЭМа ВСГТУ. Формат оказался очень востребован, а передача стала настоящей визитной карточкой нового канала. 

"Провинциальные анекдоты"
"Провинциальные анекдоты", 1996 г.

Но вскоре страну ждало новое потрясение – расстрел Верховного Совета в 1993 году. Столичная борьба за власть обернулось для «Ариг Уса» лишением права на аренду эфира. Возможно, местные телечиновники просто подстраховались. Новый выход "Ариг Уса" в эфир состоялся уже в 1994 году на 9 телеканале. «Безэфирное» время серьезно поменяло коллектив и программную сетку. 

Выйдя на полное вещание, «Ариг Ус» первым из местных каналов принимает решение перейти от видеопиратства к полностью цивилизованному эфиру и заключает сетевой договор с первым негосударственным общероссийским каналом ТВ-6 (партнерские отношения сохранялись вплоть до окончательного закрытия "ТВ-6", а позже "ТВС" в 2003 году). Эфир "Ариг Уса" в 1994 году наполнили новые рейтинговые московские программы. Но сетка вещание оставляла достаточно места для собственного производства. Возобновился выпуск «Провинциальных анекдотов». В 1994 году программа стала лауреатом Международного фестиваля «Бархатный сезон» в г.Киев. Это была первая награда не только для программы, но и для всего канала. Но главным признанием оставался зрительский интерес. Благодаря высоким рейтингам провинциальные анекдоты еженедельно выходили в эфир вплоть до 1998 года. Ее ведущие – Андрей Левантуев, Алексей Щербаков, Дмитрий Фалилеев, Борис Кондратьев, Елена Лузан, Алексей Михалев - стали  местными телезвездами первой величины. Но далеко не единственными для "Ариг Уса". 

В ноябре 1994 года отправился в эфирное путешествие «Восточный экспресс» - программа новостей телеканала. Ее первым редактором и ведущей стала Варвара Хагдырова, а штат журналистов составили Анастасия Манхеева, Баир Улзытуев,  Татьяна Хамаганова, Алексей Басаев, Туяна Зондуева.

 Варвара Хагдырова и Елена Лузан
Елена Лузан и Варвара Хагдырова, 1997 г.

Ежедневные получасовые новости "Ариг Уса" стали основной программой компании, закрепив ее статус как «народного» телевидения. Стремление к общественной справедливости, не штампованный подход к новостям всегда выделяли программу на местном информационном рынке. И сегодня "Восточный экспресс" - это больше, чем новости. Это программа расследований, анализа, социальной поддержки и специальных акций. В разные годы школу "Восточного экспресса" прошли Жанна Дымчикова, Яна Шарбунаева – обладатель "ТЭФИ-2005" за лучший документальный фильм, Павел Добродеев, Андрей Гусевский, Виктор Петров, Туяна Галсандоржиева, Булат Цыденешеев, Туяна Андренова, Герман Галсанов, Бато Багдаев и еще десятки журналистов. 


2.jpg
В студии ведущая Анастасия Манхеева, оператор Вячеслав Цыбиков, у пульта Юрий Ботоев и Елена Лузан

Сегодня в редакции "Восточного экспресса" работают 14 журналистов - обладатели различных премий и наград, включая титул "Лучший телевизионный журналист" – Лариса Иринцеева, Инесса Петонова, Алексей Фишев, Ирина Эрмиль, Мария Красикова, Алексей Туробов, Болот Ширибазаров и т.д.

1994 год стал годом появления еще целого ряда авторских программ, которые надолго получили признание аудитории – первая телеигра республики «Алло», «Ночной канал», «4 WD» . В 1995 году впервые вышла программа «Дар». Ее автор Нина Кремер рассказывала о молодых талантах республики, нередко впервые открывая их для широкого зрителя. К примеру одним из героев программы стали известный ныне скульптор Даши Намдаков, художница Татьяна Комович, певица Намгар Лхасаранова и другие. В 1998 «Дар» получил Гран-при фестиваля «Моя провинция» и грант международной школы журналистики «Интерньюс» . 

  
Программа "Дар" ТРК "Ариг Ус" г.Улан-Удэ, 2000 год.  

В 1995 году студия "Ариг Уса" арендует  новое помещение, которое позволяет соединить производственный, административный и выпускающие отделы, построить новый павильон. Новые материальные возможности создают материальную базу для реализации творческих замыслов, которые не заставили себя ждать. Программы «Телеконкретно, киноподробно», «Навигатор», «То, что надо», «36,6» дополняют сетку "Ариг Уса". А в 1997 году на канале стартовало собственное детское вещание. В эфир вышли программы «Клево» и «Прекрасное далеко». Первая стала, по сути, местным «Ералашем», а вторая – рассказывала о непростых детских судьбах. Причем в обоих случаях и в кадре и за кадром работали сами дети под руководством Алексея Михалева. В этом же году стартовал еще один знаковый для компании проект Елены Дружининой – «Знакомые незнакомки». Этот откровенный разговор с женщинами о женщинах завоевал признание не только у местных зрителей, но и несколько дипломов на фестивалях «Время местное » (Хабаровск, 1999), «Фемида» (Казань 2001,2002). 

Всего к августу 1998 года "Ариг Ус" выпускает 14 собственных проектов, а штат компании насчитывает более 60 человек. Однако грянувший экономический кризис не мог обойти стороной компанию, живущую на тот момент исключительно за счет рекламных доходов. К этому времени компанией руководит новый гендиректор Сергей Подпругин, которому приходится принимать ряд непростых решений по сетке вещания и персоналу. Но канал смог сохранить все ключевые проекты, а главное ядро коллектива. Более того, в непростой 1999 год "Ариг Ус" переезжает на новый адрес – Дом печати, построив в нем собственный павильон и помещения для производственных служб.

Новый этап в развитии канала наступает в 2001 году с приходом нового директора Лазаря Бартунаева. В компанию приходят новые люди и новые проекты. В том числе и не эфирные. Многие из них напрямую связаны с деятельностью Норжимы Цыбиковой. При ее непосредственной организации "Ариг Ус" становится учредителем и организатором Международного эстрадного фестивали «Звезды Белого месяца» (2002-2004). В 2008 году фестиваль пройдет уже в новом формате – как фестиваль этнической музыки. За эти годы на площадках фестиваля выступали молодые исполнители 15 регионов России, а также Казахстана, Китая, Монголии, Сингапура, Гонконга, Киргизии, Японии. 

В 2006 году в рамках проведения в республике фестиваля бурят-монголов мира "Алтаргана", "Ариг Ус" организует первый телефестиваль «Алтан сэргэ» - Золотая коновязь. Он собирает более 50 работ и 30 участник из 14 телекомпаний , которые представляли сразу 4 страны. Международное жюри под председательством руководителей Межгосударственной компании «Мир» присуждает Гран-При фильму «Послание Хамбо-ламы», единственной на сегодня полноценной телевизионной работе, рассказывающей об обретении и сути уникального явления Хамбо Ламы Итыгэлова. Этот же фильм, созданный телекомпанией Ариг Ус годом ранее, был признан «Лучшей программой в жанре журналистского расследования» на фестивале телекомпаний стран СНГ «Лучшие телепрограммы содружества». 

В 2000 году "Ариг Ус" учреждает и собственную общественную награду – премию «Признание». В результате зрительского голосования золотые медали ее лауреатов получали политики, предприниматели, общественные и культурные деятели сразу по 8 номинациям. В эти же время телекомпания учреждает свои ежегодные открытые спортивные Спартакиады, сочиняет собственный гимн, проводит местную "Фабрику звезд" и т.д. 

В эфире "Ариг Уса" появляется новый партнер – ТНТ (с 2004 года ) и новые знаковые проекты. Первая в республике детская телеигра «Великолепная пятерка», авторский проект Лазаря Бартунаева и Алексея Фишева «Власть и мы», рубрика «Дежурный по городу».  В 2000 году стартует первая в Бурятии итоговая аналитическая программа «На ночь глядя» . В 2004 году она получает премию им.Ярослава Гашека (Союза журналистов России), как лучшая в Бурятии работа на телевидении, а автор передачи  – программный директор компании Андрей Левантуев - в 2008 и 2012 году удостаивается премии Президента республики как "Лучший политический обозреватель года". 

В 2001 году стартует программа актуального интервью «Будни». С 2006 года она меняет название на "Точка зрения", добавляя к будничным выходам, воскресный прямой эфир. Ее сегодняшний руководитель Герман Галсанов также удостаивается Президентской премии "Тележурналист года" (2010).  

В 2006 году в "Ариг Усе" новый генеральный директор – Алексей Михалев, до того возглавлявший отдел продаж телекомпании. А уже через год в 2007 стартует новый коммерческий телепроект «Улан-Удэ. Инструкция». Программа принесла в эфир не только новые лица, но в принципе иной подход к рекламной информации.

2007 год стал годом становления на "Ариг Усе" регулярного вещания на бурятском языке -  программа «Мунгэн сэргэ» под руководством Дашидоржо Болотова наглядно демонстрирует новый подход к тому, каким должно быть современное национальное телевидение. В 2008 году программа признана лучшим теледебютом года в республике. Тогда же она провела первый фестиваль народной песни  «Мунгэн сэргэ» (с 2012 этот  фестиваль стал российской частью международного проекта Песни монголов мира).  

В 2009 году телекомпанию возглавила Татьяна Мантатова. Она сделала ставку на техническое перевооружение и усилила саму техническую службу телекомпании, пригласив на должность технического директора Дениса Добрынина, инженера ТВ-оборудования Игоря Львовича Хамаганова. Телекомпания приобрела собственную передвижную телевизионную станцию, что позволило вести прямые трансляции наиболее интересных событий Улан-Удэ в режиме реального времени. В 2011 г. налажена онлайн-трансляция телеканала в сети Интернет. Благодаря этим факторам наши прямые трансляции доходят до любой точки планеты, где есть Интернет. Так, наши зрители могли видеть церемонию открытия после реконструкции Бурятского театра драмы, прямую трансляцию молебна "Балдан Лхамо" из дацана на Верхней Березовке в первый день нового года по лунному календарю. Немаловажную роль в проведении прямых трансляции и в работе в целом играют слаженность работы опытной команды телеоператоров во главе с Жаргалом Гомбожаповым, и службы режиссеров монтажа, возглавляемой Александром Раднаевым.  

В 2011 год "Ариг Ус" расширяет свое информационное вещание, запустив региональную программу «Вся Бурятия». Сегодня это не просто подбор материалов из районов республики – это попытка создания настоящего тележурнала о Бурятии – ее людях, природе, культурных особенностях и традициях, современных проблемах и поисках путей их решений.

Новинки художественного вещания - программы Владимира Ширапова «Будьте здоровы!» и Екатерины Шумал «Музейные тайны». Оба проекта – очередной жанровый эксклюзив местного телерынка. Хотя, даже привычным на телевидении формам на "Ариг Усе" стремятся дать оригинальное содержание. Последний пример  - утреннее шоу «ТЭЦ-3». Впрочем, проект только формируется, но хочется верить, что он тоже займет достойное место в истории нашего канала, которая в 20 лет, по сути, только начинается . Набирает обороты канал «Ариг Ус 24 » - кабельное  телевидение самостоятельного программирования. 

У нас грандиозные внеэфирные планы, очередные идеи по новым передачам. А главное растущий талантливый коллектив, способный все это воплотить. А значит, продолжение обязательно следует!  

 
x

Рядом с вами всегда!

Наверх