23 января, 26 день по лунному календарю
День благоприятен для изготовления и на­чала приема лекарств, строительства дома, выезда в дальнюю дорогу, переезда на новое место жительства. Воспрещается совершать отправлять малолетних детей далеко от дома, приводить невестку, начинать конкретные дела, продажа скота. Стрижка волос – к долгому счастью.
Зурхай на всю неделю

Логин:

Пароль:

Забыли свой пароль?


Войти как пользователь:

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Интервью

Молодежное предпринимательство. Личный опыт

Дата: 14 марта 2014 г

Интервью с: Саян Бальжиров – 27 лет, зам.председателя Молодежной палаты горсовета, директор рекламного агентства

На сайте arigus.tv запускается серия интервью с молодыми деятелями нашего города. Они проявляют себя в самых разных областях от бизнеса до культуры. Предлагаем Вашему вниманию интервью с общественным деятелем и предпринимателем Саяном Бальжировым.

2892

- Для начала расскажи о себе.

- Родился в Улан-Удэ, закончил 14 гимназию, после поступил на географический факультет МГУ, т.к. в школе увлекался географией, активно участвовал в олимпиадах. На нашем курсе учились ребята со всей России – от Камчатки до Кабардино-Балкарии, было очень интересно. После окончания университета вернулся на родину.

- Почему вернулся?

- Почему приехал в Улан-Удэ? Все спрашивают: «Почему приехал в Улан-Удэ? Почему не остался в Москве? Там же так хорошо. Очень замечательно. Почему?» Потому что, во-первых, это родина. Я считаю, что надо жить здесь и работать, делать что-то полезное для Республики. Во-вторых, в любом месте можно достойно жить и зарабатывать: как в Москве, Новосибирске, Улан-Удэ, Владивостоке и так далее.

- По специальности работать не пробовал?

- Когда только вернулся в Улан-Удэ, поступил в аспирантуру БГУ, преподавал географию, вел практические семинары по гидрологии суши. Но сложилось так, что в дальнейшем работал в сфере рекламы, имея опыт работы менеджером в рекламном агентстве в студенческое время.

- Геофак и реклама?

- Географическое образование очень универсально, позволяет работать в любой области… Шутка. Будучи студентами большинство из нас подрабатывали: мы собирали подписи на выборах, раздавали листовки в Лужниках. На пятом курсе по учебе был более свободный график, и я устроился работать в рекламное агентство менеджером по поиску, привлечению клиентов, оформлению заказов и так далее. Это был хороший опыт, особенно опыт общения с людьми. 

- Как все началось в Улан-Удэ? С чем вы пришли на рынок?

- Мы начали со стендов с рекламными визитками, которые стояли в общественных местах: в кафе, общепитах, салонах красоты, фитнес-центрах. Стенды назывались «Городская сеть распространения визиток». Подобные сети распространения работают в крупных городах. Визитка обязательно должна быть со скидкой, т.е. иметь какую-то ценность. Клиент давал нам свои визитки, свою полиграфию, а мы все это развозили, размещали. Примерно через день. 

В принципе, эта сеть работала. Хорошо работали медицинские услуги, салоны красоты, автошколы. Нашим первым клиентом была автошкола. Они на своей визитке давали скидку в 5%. Тогда обучение стоило 16000 рублей. А 5% от этой суммы - это 800 рублей. Это весомо. Это деньги. Ежемесячно несколько человек приходили в автошколу с такой визиткой. Говорили: я вот взял визитку, дайте мне скидку. Они давали скидку клиенту. Это работало. Это окупалось.

Но в половине случаев эта реклама не имела такого эффекта, как с автошколой. Потому что либо скидка была небольшая (рублей 30-40),  либо был малый охват аудитории, или недостаточное количество полиграфии размещалось на стендах.  Около года мы проработали на этой сети рекламных визиток. Потом решили сами все производить. Полиграфию: визитки, буклеты, афиши, календари. Мы поняли, что это востребовано, это более выгодно.

- Сложно открыть собственное производство?

-  Непросто. Чтобы открыть мини-типографию, тогда нужно было около 100 тысяч рублей. Кредит банки не давали, т.к. ИП я зарегистрировал только год назад, в 2009-м, обороты на счете были минимальные. С кредитом помогли родители, наша компания его выплачивала. 

- С какими трудностями столкнулись поначалу?

- Не хватало опыта в общении, опыта жизненного. Как искать заказы, как привлекать клиента, как удерживать клиента. Что обещать, что не обещать. Понимаешь, что разговаривать ты толком не умеешь. А клиенты процентов на 90 старше тебя, т.е. опытные предприниматели, менеджеры и так далее. Они сразу видят, стоит с этим человеком работать или не стоит. Поэтому самый ценный совет для начинающих предпринимателей - если ты дал слово клиенту, надо сделать в срок и качественно так, как ты сказал. 

Дальше еще один момент, который нам очень помог. Было очень трудно с помещением. В нынешний просторный офис на Октябре мы заехали после льготной аренды в Бизнес-Инкубаторе, в котором мы платили 3 700 рублей в месяц в течение года. Также в эту сумму входила мебель, 2 компьютера. То есть 3 700 рублей в месяц за 20 квадратных метров в центре города - это очень дешево вообще. 

Этот год в Инкубаторе нам очень помог: приобрели первых клиентов, с которыми работаем и сегодня. Тогда в компанию пришел первый сотрудник – на тот момент аспирант биолого-географического факультета БГУ – Алексей Гулгенов, с которым в последующем мы стали друзьями. Стало веселее, проще говоря – у нас горели глаза – надо было что-то делать. 

- Что еще посоветуешь?
Будьте радушны с вашими клиентами. Всегда интересуйтесь как у него дела, как бизнес, чем помочь? Когда мы начинали, мы не были большими специалистами, но желание помочь подкупало клиентов и сглаживало недостаток опыта.

- Сейчас опыта поднабрались?

На данный момент мы можем комплексно проконсультировать предпринимателя, организацию в области производства рекламы: какой тип вывески сделает ваше заведение заметным, стоит ли распечатывать и распространять листовки по планируемой акции, или дарить ли сувенирную продукцию своим клиентам. Например, к нам обратилась сеть доставки суши. Мы им посоветовали сделать магнитики на холодильник. Идея такая – человек подходит к холодильнику, хочет кушать, открывает холодильник, там нет еды, закрывает холодильник. На холодильнике магнитик «Проголодался? Суши с доставкой на дом». Идея работает. Также с такси. Дома на холодильнике висит магнитик заказа такси. Часто бывает - застолье, засиделись, надо ехать, магнитик такси на холодильнике. 
Мы предлагаем рекламные инструменты, которые работают. 

- Вернемся к советам. С чего начать молодому предпринимателю? 
- Мне кажется, первоначально должна быть идея. Потому что, когда ты регистрируешь ИП, ты прописываешь виды деятельности, т.е. ты должен знать, чем именно ты будешь заниматься. Появляется идея, и первым делом необходимо поговорить с людьми из этой области. Обо всем, что касается твоей идеи. Нужно услышать разные точки зрения. Какие есть плюсы, минусы, нюансы. Опросить тех, кто этим занимается, и тех, кто занимался. Спросить, почему закрылся. Пообщаться с клиентами, узнать, что им нравится и не нравится на рынке сегодняшнем. Потому что чем больше информации, тем больше ты обезопасишь себя от неверных шагов. 


- Продолжай.

- Никогда не стоит сразу нанимать большой штат. К примеру: стоит самому быть и менеджером, и дизайнером, и производителем. Поделать все своими руками. Мы сами печатаем полиграфическую продукцию, сами занимаемся изготовлением и монтажом вывесок. Когда на переговорах с клиентом ты рассказываешь, как изготавливается вывеска, ты должен знать весь процесс и все нюансы. Ты должен быть уверен в своих словах.

- От чего еще нужно предостеречь молодых предпринимателей?

- Ни в коем случае не стоит при появлении первых доходов превращать их в кредиты, потраченные на себя. Нужно год-два посмотреть, какая сезонность у бизнеса, какие факторы влияют на доходность. В общем, ничего в этом плохого нет, но это риск, огромный риск пока нет стабильности. Например, у нас у рекламщиков в январе заказов очень мало, потому что были новогодние праздники. В июне, в июле тоже мало заказов, потому что все в отпуска уходят.

Еще одна проблема, с которой мы столкнулись – это нехватка финансового либо экономического образования. По образованию я инженер-гидролог, и сначала не было финансового, бухгалтерского понимания дела. Например, что такое прибыль чистая? В принципе, все это можно найти в интернете, мы так и сделали. Но, если это знать, то это будет очень хорошо. Очень такой большой плюс. 

- Хорошо. Давай вернемся к поступательному развитию бизнеса. Как увеличивался штат сотрудников?

- Постепенно клиенты стали спрашивать: «Ребята, а вы делаете таблички? Вы делаете стенды? Вы делаете вывески? А почему бы вам этим не заняться? Было бы удобно заказывать все в одном месте». И это был толчок к открытию нового направления. Так мы занялись наружной и интерьерной рекламой. Сначала мы брали заказ по наружной рекламе, перезаказывали в другом агентстве. Но в этом случае, зачастую мы не были уверены за качество исполнения. В тот момент к нам присоединился мой родной брат со своей командой. Баир имеет хороший опыт работы в производстве, опыт общения с клиентами. Мы закупили оборудование и стали производить рекламные конструкции самостоятельно. 

С нами также работает двоюродный брат Арсалан. Он заведует направлением «Бизнес-сувениры». Купил свое оборудование, присоединился. Мы все вместе работаем, и решения по развитию дела тоже принимаем вместе. Если друг другу давать послабления, все пустить на самотек, конечно, будет тяжело работать и можно испортить отношения. А если работать ответственно, на совесть по отношению друг к другу, то будет только лучше. 

- Как общаться с предпринимателями, клиентами? Есть ли какие-то приемы? Например «шаг на крыльцо»?

- В 80% случае сотрудничество начинается с малого. С визиток, баннеров и так далее. Потом все это перерастает в вывески, ежемесячное комплексное обслуживание и прочее. Если владелец бизнеса видит то, что ты по малой работе показал себя достаточно качественно, в срок, то он может тебе доверить уже более большие вещи. Ключевое слово здесь - «доверить».

- Сначала ты работаешь по мелочи на репутацию, потом он доверяет тебе что-то более крупное?

- Да.

- Какими инструментами ты пользуешься, чтобы самоорганизовываться?

- Сначала, когда клиентов немного, все в голове, в органайзере. Потом используешь 1С. Это учет клиентов, выписывание счетов, бухгалтерские вещи. Еще мы хотели осенью 2013 года внедрить CRM (систему управления проектами). Но пока у нас штат небольшой, можно все решить и проконтролировать на звонке, в таблицах.

Но в будущем, я думаю, мы будем обязательно внедрять систему контроля над проектами. Потому что есть дедлайн для каждого проекта и не всегда ты можешь удержать в ежедневнике, в голове тот или иной срок заказа.

- Советы продолжишь?

- Бывает очень много таких моментов, когда эмоции зашкаливают. Негативные, положительные эмоции. Никогда не стоит принимать ответственные, важные решения, основываясь только на эмоциях. Потому что это может привести к печальным последствиям. Например, идет спор с клиентом, перерастает в повышение тонов и так далее. Всегда нужно разговаривать спокойно, уверенно, уважительным тоном. Это вызовет ответную реакцию. Клиент сам успокоится, на адекватный уровень спустится. И можно решать какие-то вопросы.

Бывает, что не по нашей вине, но сроки мы все просрочили над проектом. Клиент возмущается. Решений много, на самом деле. Хотя кажется, что решений нет. Нужно какой-то бонус добавить, как-то успокоить. Переговорить с клиентом, показать, что ты его не забыл, что действительно все делается, все нормально, все под контролем. 

Еще очень важный момент. Обязательно просчитывать все. Фиксировать все суммы. Приходы за день, за неделю. Иначе ты не будешь видеть, ради чего ты работаешь. Стоит ли вообще этим заниматься? 
Может быть, ты работаешь, получаешь какую-то прибыль, но в то же время у тебя и кредит, который съедает половину прибыли. А через год-два выяснится, что ты работал на кредит и заработал себе чуть-чуть на хлеб. 

- Расскажи про направление «молодежное предпринимательство» в молодежной палате.

- У нас есть два проекта. Первый проект – это тренинги, мастер-классы, семинары для молодых предпринимателей, начинающих или для тех, кто хочет стать предпринимателем. Тренинги на такие темы как тайм-менеджмент, управление персоналом, навыки делового общения, эффективное взаимодействие с клиентами, инструменты увеличения прибыли, какие-то финансовые основы, бухгалтерские основы. Такие тренинги очень полезны для начинающих предпринимателей. Потому что я сам с этим столкнулся, когда нехватка знаний, где их взять? А тренинги за небольшую сумму в течение двух-трех часов  – это отличная идея. И первый тренинг мы уже провели, он назывался «Инструменты увеличения прибыли» с бизнес-тренером Баиром Жамсуевым. Присутствовало около 25 человек. 

Далее второй проект – «Час без галстука». Это встречи, беседы с действующими успешными предпринимателями. Ребята из Молодежной палаты и те, кто занимаются молодежным предпринимательством, изъявили желание в первую очередь встретиться с Виталием Раднаевым (генеральный директор компании «Снежный барс»), далее Индира Шагдарова (Торговая сеть «Абсолют») и Андрей Ларионов (сеть аптек «Лара»).

Такие встречи очень полезны: перенять частичку, крупицу опыта, какие-то советы, жизненный опыт, более полно ощутить понятие «предприниматель». Я думаю, это очень интересно. Но и в плане личного знакомства нашим ребятам это будет очень полезно. В работе нашего направления могут принять участие все желающие.  Какие-то тренинги будут бесплатными, какие-то платные. Но недорогие, то, что себе могут позволить начинающие предприниматели. 

Интервью Галсана Нанзатова.

Комментарии:

Выскажите свое мнение!

Чтобы оставить комментарий, зайдите через свой профиль в социальных сетях или зарегистрируйтесь на сайте.

Зарегистрируйтесь и войдите на сайт.

 
x

Рядом с вами всегда!

Наверх