Свежий Зурхай ещё не вышел.
Зурхай на всю неделю

Логин:

Пароль:

Забыли свой пароль?


Войти как пользователь:

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Интервью

"Кукла диктует свои условия"

Дата: 07 апреля 2014 г

Интервью с: Белигма Улзутуева, режиссер и актриса театра кукол "Ульгэр"

На сайте arigus.tv продолжается серия интервью с молодыми деятелями нашего города. Они проявляют себя в самых разных областях от бизнеса до культуры. Предлагаем Вашему вниманию интервью с актрисой и режиссером Белигмой Улзутуевой.

Справка: Белигма Улзутуева – выпускница факультета театра кукол Санкт-Петербургской Государственной академии театрального искусства, курс С.Д.Черкасского (2002г.), актриса и режиссер театра кукол, дипломант VI регионального фестиваля театров кукол «Сибирские кукольные игры» (г.Томск, 2012 год), имеет благодарности и грамоты от родного БРТК «Ульгэр», диплом от Союза Театральных Деятелей РБ, благодарность от Российского профсоюза работников культуры, награждена Почетной грамотой Министерства культуры РБ, с 2002 года в качестве актрисы приняла участие в 35 спектаклях, поставила 5 спектаклей, среди которых стоит отметить недавнюю премьеру «Песнь Ябта Саля» и «Золушку».

2673


- Начнем с родной академии. Сложно было вам, вчерашним мальчишкам и девчонкам, адаптироваться к большому городу?

- Нам в этом плане повезло. Когда мы поступили в академию, с нами поехал наш куратор – Эрдэни Бато-Очирович Жалцанов (художественный руководитель театра кукол «Ульгэр» - прим. автора). Он же учился в Ленинграде у Владимира Викторовича Петрова в III бурятской актерской студии. Он нам все показал в академии, провел экскурсию по городу. А еще мы успели в Петергоф до закрытия фонтанов, которые лет семь потом реконструировали.

Мы приехали в Питер, когда случился тот самый денежный дефолт 98-го года. Естественно, приехали с деньгами и в первую неделю ни в чем себе не отказывали и все истратили. Это потом мы уже поняли, что тратить надо с умом, куда и сколько нужно откладывать. Мы до сих пор вспоминаем, как неделю деньгами разбрасывались.

- Потом на дошираке сидели?

- Доширак для нас был роскошью. Помню, парни на пшенке сидели. Мы были  ребята простые, с деревень. Это было другое время. Не было сотовых и ничего такого.

- Расскажи лучше про мастеров своих.

- Мастером курса у нас был Сергей Дмитриевич Черкасский, педагогом по кукловождению был Андрей Валерьевич Князьков, актерское мастерство преподавала Яна Марковна Тумина, а Эрдэни Бато-Очирович нас курировал.

С мастером мы поставили спектакль «Борьба за огонь» Рони-старшего, но не сразу, мы провели очень много тренингов с Эрдэни Бато-Очировичем и только потом начали работать над постановкой. А с Андреем Валерьевичем мы сделали «Карнавал» и «Игру в 44 руки».

- Андрей Валерьевич до сих обожает «44 руки» и считает его одним из лучших своих спектаклей. Помню, он рассказывал мне, как специально адаптировал его для бурятской студии.

- Этот спектакль и сейчас держится в репертуаре театра. Когда мы учились на втором или третьем курсе, нас как лучший спектакль академии отправили в Москву на фестиваль «Подиум». И как раз приехал бурдрам с «Улейскими».

Мы до сих пор общаемся с нашими педагогами, очень их любим, созваниваемся, поздравляем со всеми датами. Мы безумно благодарны нашему мастеру Сергею Дмитриевичу Черкасскому, что он очень много времени уделял разбору пьес и отрывков. Может, поэтому я и пошла в режиссуру. Он досконально разбирал не только всю пьесу, но и каждого персонажа по отдельности. Каким он на сцену пришел, где он изменился, весь процесс его развития, каким он стал в финале. Мы все сидели, записывали и расписывали.

Еще мы бесконечно благодарны Сергею Дмитриевичу за то, что он организовал нам поездку на фестиваль в Пушкинские горы, несмотря на то, что мы тогда уже выпустились и получили дипломы.

На втором курсе я и еще пять человек ездили по обмену в Лондон. Наш мастер поставил там спектакль о Екатерине Великой, а потом поставил точно такой же спектакль здесь. Так мы поехали на месяц в Лондон играть у них, а англичане приехали сюда. 

- Расскажи еще об академии. О золотых студенческих годах. Что там для вас хорошего было.

- У нас был предмет «Технология кукол» и преподавал нам его сам Вениамин Михайлович Советов (1936-2006), один из лучших педагогов во всем постсоветском пространстве и в Европе – прим. автора). Нам повезло, мы его застали. Это самое ценное. На все номера, которые мы делаем с супругом (Дымбрыл Улзутуев – однокурсник, коллега, заслуженный артист Бурятии – прим. автора), я сама делаю кукол. Например, номер «Цыганка». Он достаточно популярен на всевозможных торжествах. И во всех своих спектаклях я лично слежу за изготовлением кукол, мы вместе с художником подбираем для них материал, ткани и все остальное. И музыкальное оформление спектакля я тоже всегда сама подбираю.

Всякое в студенчестве было. Мальчики у нас и голодали, и в обмороки из-за этого падали. Мы же попали в Питер после дефолта. Сами из деревень. Денег особо не было. Но все учились самозабвенно. Репетировали допоздна, часто оставались ночевать в аудитории. Полночи репетировали, потом стелили кулисы прямо на полу и спать ложились. 

- И как вы, девушки, себя в порядок приводили после ночевки в академии? Юношам легко: почистил зубы, умыл лицо – и уже красавец.

- В туалетах прихорашивались. Нам в этом плане полегче было. В актерском корпусе люди утром в очереди стояли. Не мы одни ночью репетировать оставались, все актерские курсы через это прошли.

- Со студенчеством закончили. Как вас приняли в «Ульгэре»?

- Для нас все уже было приготовлено. Когда мы приехали, нас встречал Эрдэни Бато-Очирович, который нас от «А» до «Я» знает, который нам преподавал, выучил и, можно сказать, под себя готовил, вырастил. Сначала мы играли свой студенческий репертуар, а потом начали работать над новыми спектаклями.

- Расскажи про особенности режиссерского почерка Эрдэни Жалцанова.

- Эрдэни Бато-Очирович предпочитает этюдный метод. Он же тоже с актерским прошлым на режиссуру перешел. Он приносит идею, материал, вводит в курс дела, рассказывает чего бы он хотел, а потом мы все вместе начинаем работу над спектаклем. У нас есть сюжетная канва, но все подробности появляются в процессе репетиций.

- Это в целом. Расскажи об отдельно взятом спектакле. Например, про «Зархая, сына Тархая».

- Изначально его должен был ставить другой режиссер – племянница Туяны Бадагаевой, девочка из ВСГАКИ, как свой дипломный спектакль. Но так получилось, что за постановку взялся Эрдэни Бато-Очирович. И вот мы прочитали «Зархая»…

- Это же абсолютно несценичная вещь. Как литературное произведение «Зархай» Шираба Нимбуева весьма приятная сказка, но как его ставить?

- Мы его всего искромсали, потому что в изначальном виде «Зархая» играть невозможно. Мы придумали ход с пятью пальцами, на котором держится вся постановка. История Зархая идет лейтмотивом через весь спектакль, но основной упор сделан на взаимоотношениях этих пяти пальцев.

- Действительно хороший спектакль получился. А теперь перейдем к твоему режиссерскому дебюту.

- Тогда директором театра был Баир Николаевич Дышенов, он пригласил меня к себе и спросил: «Ты бы не хотела попробовать себя в режиссуре?» Я начала искать материал и выбрала английскую народную сказку «Джек и бобовое зернышко». Дальше была работа с художником Эльвирой Войлошниковой (разрабатывали кукол и оформление спектакля – прим. автора) и параллельно искали композитора. У меня цель была поставить красочную сказку и выйти на масштаб. То есть не только за ширмой. Мы используем там два плана: нижний и верхний мир. Это следует из сюжета: мальчик Джек купил бобовое зернышко и посадил его. Зернышко выросло до неба, и Джек взобрался по нему к великанам. Дети любят этот спектакль, потому что актеров не видно, они за ширмой, а действие разворачивается по всей сцене. У нас там отдельно огромные ноги, огромные двухметровые руки, огромная голова. Получилось, что все небо – это и есть великан. Такой небытовой ход получился. Инсценировку писал Эрдэни Бато-Очирович. От сказки мы отошли, взяли только основу и добавили новых персонажей. Например, шут при великане, который весь пафос разбавляет и дает такую игровую атмосферу.

- Переходим к следующему спектаклю. Как я помню, это была «Золушка».

- Мне предложили сделать новогоднюю сказку, и я выбрала «Золушку». Я считаю, что эта сказка должна быть в каждом театре. Мне хотелось найти свое необычное решение, чего наш зритель еще не видел. Я использую там проекцию для каждой картины: «Лес», «Замок», «Волшебная страна» и так далее, и вся сцена оформлена не черным кабинетом (темные кулисы и задник – прим. автора), а очень светло и празднично. Плюс используем живой план (кукловод виден на сцене – прим.автора). 

Еще я придумала еще один ход в начале – на сцене стоит шкатулка, из которой появляются куклы, выходят актеры и не знают, кому какая кукла достанется. Какой персонаж попадется, тем и играют. Например на фестивале в Томске, последними вышли к шкатулке Арсалан Бидагаров и Ольга Шуст, а там остаются только Король и Мачеха. В итоге Арсалану выпало играть Мачеху, а Ольге – Короле. Ну, что дали, то взяли и пошли в спектакль.

- Подожди. То есть актеры каждый раз не знают, кого играть будут?

- (Улыбается). Это они для зрителя «не знают».

- Класс.

- У Арсалана шикарная Мачеха получается, а у Оли – замечательный король.

- Перейдем к «Песне Ябта Саля». Читала рецензию?

- Читала. Мы обо всем сами прекрасно знали и работаем над ошибками. Я поняла, что мне не стоит играть в своих спектаклях. Лучше сидеть в зале и видеть всю картину в целом. Например, сегодня на «Ябта Сале» (в день интервью в «Ульгэре» показывали этот спектакль – прим. автора) мы физически не успевали за действием и оно иногда провисало. 

Еще я хотела сделать акцент на самом мысе Ябта Саля. Весь спектакль должен был вестись к нему, как у бурят к тоонто, к малой родине.

- Сейчас это пока не читается. Может, стоит разбавить поэтические образы в начале спектакля прозой и, как вариант, обозначить мыс голосом: «Затерялся в тундре бедный чум, там живут жена и сын Владыки мыса Ябта Саля. Их изгнал злой хан Хадынгота из родных мест». И тогда легче будет подвести к сцене «Возвращение Ябко (главный герой – прим. автора) на малую родину», где он обретет силу от родной земли.

- Возможно. И саму эту сцену надо решить более масштабно. Конечно, это будет скорее обрядовая сцена, но основанная на актерском мастерстве. Тогда большие сани будут переворачиваться, словно земля вздыбилась, и это будет считываться зрителями. И в следующей сцене, когда герои ставят сани на место, будет более понятно, что они восстановили родную землю после вражеского ига.

И про остальные моменты я тоже все знаю, но знаешь, чем театр кукол отличается от драмы? Когда появляется кукла, она диктует свои условия. Вроде и по времени все успеваешь и планируешь, но пока ты не найдешь общего языка с куклой, у тебя спектакль дальше не пойдет. На «Ябта Сале» мы планировали спектакль вообще без текста, но поняли, что это невозможно, потому что куклы не «оживают». Появились речевые вставки. Но мы до сих пор ищем выход на эпический масштаб.

- Попробуй выйти на эпичность через углубление истории. Не думаю, что стоит заставлять всю сцену куклами, песцами, волками, оленями и так далее. У вас же в театре есть спектакль Эрдэни Жалцанова «Поющая стрела», где действие разворачивается на пространстве не больше журнального столика, но эпичность видна невооруженным глазом.

- Мы к этому идем. Творческий поиск продолжается. Я не хочу, чтобы весь спектакль превратился в бытовую месть за отца. Ведь мы хотим рассказать о ненцах, об их жизни, чаяниях, обычаях и радостях. 

Например, когда мы делали любовную сцену, мы не знали, как это у ненцев происходит? Вот как? У них же просто все. А если в ход идут руки, объятия и прочее получается слишком по-европейски. Мы до сих пор ищем эту сцену именно для этого народа, именно для этого материала.

Мы должны были ехать в творческую экспедицию в Салехард, но чисто финансово не получилось. Это очень дорого. Туда не ходят поезда, и добраться можно только на самолете.

Нам хотелось рассказать именно об этом народе. Не об эвенках, чукчах, бурятах или якутах, а именно о ненцах.


Беседу вел Галсан Нанзатов.


Комментарии:

Выскажите свое мнение!

Чтобы оставить комментарий, зайдите через свой профиль в социальных сетях или зарегистрируйтесь на сайте.

Зарегистрируйтесь и войдите на сайт.

 
x

Рядом с вами всегда!

Наверх