Свежий Зурхай ещё не вышел.
Зурхай на всю неделю

Логин:

Пароль:

Забыли свой пароль?


Войти как пользователь:

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Интервью

"Театральные итоги"

Дата: 20 июля 2014 г

Интервью с: Анатолий Баскаков

Прошедший юбилейный 85 сезон для ГРДТ им.Н.А. Бестужева был очень насыщенным и увлекательным. Помимо того, что театр представил целый ряд громких премьер и новых проектов по взаимодействию со зрителями, но и обзавёлся собственным печатным изданием. И, конечно, для осуществления всего этого была проведена колоссальная работа. Об итогах этой работы и планах на будущее мы беседуем с художественным руководителем театра, заслуженным деятелем искусств России Анатолием Баскаковым.

10588

– В лето, предшествующее 85-му сезону, театр принял участие сразу в четырёх фестивалях. Что они дали, чему научили?

– Прошедший сезон начался для нас рано потому, что уже в июне, после закрытия 84 сезона, нас пригласили в город Екатеринбург на международный фестиваль «Коляда-Plays» с постановкой «Бесконечный Апрель» (реж. Никита Рак – прим. автора). А в августе мы отправились на другой фестиваль – «Реальный театр», снова в Екатеринбург, с драмой «Любовь людей» (реж. Павел Зобнин – прим. автора). И сразу же, не возвращаясь в Улан-Удэ, мы стали гостями на международном фестивале «Встречи в Одессе», где показали спектакль «Жанна» (реж. Анатолий Баскаков – прим. автора), который был принят очень хорошо. И после этого мы побывали на «Вампиловском фестивале» (Всероссийский театральный фестиваль современной драматургии им. А. Вампилова – прим. автора) в городе Иркутске, с постановкой «Вечерний звон» (реж. Анатолий Баскаков – прим. автора) по пьесе Степана Лобозёрова. 

В нашей стране много театров, которые внутри своего региона делают какую-то хорошую, полезную работу, но в театральной атмосфере России их не видно, о них не знают. А тут появилась уникальная возможность показать наш театр так далеко, на разных фестивалях. Выросла не только внутренняя самооценка труппы и театра в целом, но и сам ГРДТ вырос в глазах зрителей других городов, которые его увидели. Стоит отметить, что все эти фестивали не областные, а международного и общероссийского масштабов, для участия в которых на жёсткой конкурсной основе отбираются только лучшие постановки. До прошлого лета был такой длинный перерыв в фестивальной жизни – и сразу четыре фестиваля, это мощный толчок.

– Анатолий Борисович, что ещё было сделано театром за прошедший сезон?

– В конце 2013 года состоялась премьера новогодней сказки «Звёздный мальчик» (реж. Артём Баскаков – прим. автора). Эта сказка очень успешна и по сей день обеспечивает полные залы. 

Чуть позже режиссёр Евгений Зайд представил философскую притчу  по пьесе Антона Маркова «Игрушки», где был занят весь старший состав театра – это актёры с огромным опытом. Суть этой пьесы – игрушки, которые стали не нужны, поэтому постановка перекликается и с судьбой каждого задействованного в ней артиста.

В апреле состоялась мистическая вариация «Тень Гамлета» (реж. Анатолий Баскаков – прим. автора) по пьесе британца Тома Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы». Этот спектакль – экспериментальный, он очень сложный, даже абсурдный, хотя в Британии является классикой. По всей России «Тень Гамлета» показывают на малых сценах, а в нашем театре он впервые был поставлен на большой сцене. В мае мы представили ещё одну премьеру –«Комната невесты» (реж. Алексей Песегов – прим. автора). Пьеса специфична. И никто не скрывает, что в репертуаре театра время от времени появляются такие постановки, в которых был бы заинтересован не только театрально искушённый, но и массовый зритель. По жанру «Комната невесты» – мелодрама, она не претендует на какие-то огромные художественные открытия или поиски. Пьеса про женщин и про выбор их пути к личному счастью. В этом залог её популярности. В постановке нет ни одной мужской роли, но в ней был занят почти весь женский состав труппы, что также редко бывает... Обе постановки, несомненно, будут корректироваться и доделываться по исполнительскому уровню, по уровню постановочных вопросов. 

Недавно состоялась ещё одна премьера – впервые в драматическом театре режиссёром Евгенией Герасимовой был представлен пластический спектакль «O’Naturelle, или Как создала природа». Вообще, пластическое искусство в последнее десятилетие во всём мире переживает взрыв. Это то, что мы раньше называли «театр пластики» или «театр пантомимы», соединение современных ритмов и драматического искусства, но только без использования слов, когда многое можно рассказать языком жестов и движений. В этом спектакле не было привычной для всех постановок литературной основы, но было то, что мы называем «внутренней драматургией», авторским видением режиссёра. И для театра это шанс приоткрыть новые возможности.

Также осуществлены постановки, которые пока не играются здесь, на стационаре, а являются выездными. Это сказка «Кошки-мышки» (реж. Сергей Васильев – прим. автора) и «Там же, тогда же…» (реж. Евгений Зайд – прим. автора).

– В 85-м сезоне театр принимал участие в социальных акциях, таких как «Театр для всех» и акция, посвященная Всемирному дню пропавших детей. Что можете сказать о них?

– Среди российских регионов мы откликнулись одними из первых, до этого акции проходили только в Петербурге и Москве. В декабре в рамках «Театра для всех» мы провели марафон по сбору средств. В чём суть этого мероприятия: дети от 8 до 14 лет, в том числе и дети с ограниченными возможностями, написали семь небольших пьес, которые затем были представлены на нашей сцене. Причём показывали эти постановки дважды, второй раз – по просьбе зрителей, которые не смогли присутствовать, просто не поместились в зале. Акция, в отличие от спектакля, вещь разовая. Была проделана большая работа, были привлечены силы Академии культуры и театра. Состоялся большой праздник для детей – авторов сказок, а также установился контакт неравнодушных людей и благотворительного фонда, в котором театр явился основным связующим элементом. Вторая акция прошла 25 мая, и была организована волонтёрской ассоциацией «Поиск пропавших детей – Бурятия» совместно с театром. У нас много таких общественных начинаний.

– В театре ведётся активная работа по взаимодействию со зрителями, расскажите о ней?

– «Театральная беседка» – это обсуждение после просмотра новых постановок со зрителями и экспертами. Такие беседы практиковались и ранее, но теперь мы подошли к этому более организованно. Так прошло уже 2 встречи – по спектаклям «Жанна» и «Тень Гамлета». А «ARTМост» – это такой мостик связи с теми, кто хочет не просто вынести впечатления от спектакля, а ещё узнать о театре что-то новое и интересное. Подобные мероприятия уже проходили у нас, но назывались просто «встреча со зрителями», «встреча с подрастающим поколением». В рамках «ARTМоста» так же прошло две встречи. На первой, посвящённой Всемирному Дню театра, воспитанники театральных студий города встретились с актёрами, что называется, «без грима». Вторая встреча «Свет духовного мира» была посвящена Пасхе, на которой были подведены итоги одноимённого конкурса детских рисунков.

– Ещё одно яркое событие в жизни театра – это выпуск собственного журнала.

– «Театральный бульвар» – ежемесячный, небольшой по объёму журнал. Уже вышло пять номеров. Понятно, что он не издаётся в огромных тиражах, и не отражает интересы всего театрального искусства страны или республики, а только одного театра, то есть сугубо корпоративен. Это издание для тех, кто хочет ходить в этот театр и узнать о нём больше. Мне кажется, что «Театральный бульвар» должен публиковать также общероссийские интересные, проблемные интервью, статьи, не просто новостного характера, а поднимающие какие-то вопросы, важные для всех театров. Например, статья Льва Додина, в которой говорится, что коммерциализация убийственна и крайне невыгодна для театра, она ведёт к ограничению возможностей качества с одной стороны, а с другой – отводит его от художественных задач и целей, ради которых он создан. Я так хотел, чтобы эту статью прочитали чиновники и деятели культуры, от которых зависит жизнь театра... А пока наш журнал делает первые шаги навстречу зрителю.

– В новом сезоне труппа была пополнена новыми артистами, в частности, это Алексей Василевич. Он очень яркий, самобытный, и я знаю, что одно время он играл в Молодёжном художественном театре.

– Когда он был студентом, он был занят как исполнитель в ряде спектаклей и участвовал во многих делах Молодёжного театра. То есть он человек не покойно сидящий и ждущий, когда что-то ему дадут, он сам ищет и открывает для себя формы реализации своей творческой энергии. Недавно на площадке Молодёжного театра Лёша это показал – в эскизе моноспектакля «Подвиг поневоле», который впоследствии может вырасти в законченный спектакль и идти регулярно. Это хорошая заявка. Каждый раз я говорю актёрам: если вы начинаете осуществлять самостоятельную работу, то театр готов откликнуться на любую инициативу, рассмотреть её и сделать частью репертуара.

– Насколько мне известно, осенью труппа собирается на гастроли. Куда именно и с каким репертуаром поедет театр?

– Под словом «гастроли» мы привыкли понимать поездку в другой театральный регион. И о таких гастролях я лично мечтаю, чтоб театр поехал в Омск, или Новосибирск, или Красноярск – туда, где есть театры, публика, привыкшая к ощущению театра. Вот это я называю «гастролями», а всё остальное – это обслуживание, «микрогастроли», когда мы выезжаем в районы Бурятии. Я считаю, что гастроли внутри республики, области или района – это вопрос государства, а не вопрос театра. Театр, не имея собственных средств и возможности быть благотворителем, согласен, отложив все свои планы, поехать в районы и показать своё искусство. Но такие гастроли убыточны: затраты на их организацию ложатся на плечи руководства театров, а не власть имущих, и это происходит по всей России. Именно государство должно заботиться о расходах, ведь гастроли никогда не окупались только от продажи билетов на спектакли. Но наш театр поедет и представит свои постановки в районах несмотря ни на что. Я знаю, что мы должны ехать в Закаменск и Петропавловку, но разговор идёт о том, готовы ли управления культуры этих районов принять нас. Разумеется, мы повезём спектакли не самые сложные в постановочном плане.

– В этом году, в августе, театр примет участие в иркутском фестивале «В кругу семьи» (Ежегодный Международный Театральный фестиваль семейных и детских спектаклей «В кругу семьи» – прим. автора) с православным мюзиклом  «Чудо-колокол» (реж. Юрий Ардашев – прим. автора).

– Вы знаете, бывают фестивали, которые организовываются театральными деятелями, министерством культуры России, которые профессионально ближе к вопросам куда и зачем идёт театр. А бывают тематические фестивали. Вот этот фестиваль как раз тематический, куда приглашаются только те спектакли, которые, так или иначе, отражают тему единения семьи, идеи нравственной, духовной жизни людей. Фестиваль состоится в самом разгаре лета, 4 августа мы представим «Чудо-колокол» в Иркутске. 

– Какие премьеры ожидают зрителей в новом сезоне?

– Уже полгода ведётся подготовительная работа к спектаклю «Антигона» по пьесе Жана Ануя, режиссёр Евгений Зайд сейчас работает с драматургом Полиной Бородиной, которая осовременивает текст для сцены. Параллельно ведётся подготовка ещё одной пьесы «Бог резни» современного французского драматурга Ясмины Реза. Это трагикомедия, где занято ограниченное количество актёров, и которую я начал пока анализировать. Ещё нет постановочной группы, но работа над текстом уже ведётся. Это ещё не все сюрпризы, которые готовит театр для своих зрителей в предстоящем сезоне.


Комментарии:

Выскажите свое мнение!

Чтобы оставить комментарий, зайдите через свой профиль в социальных сетях или зарегистрируйтесь на сайте.

Зарегистрируйтесь и войдите на сайт.

 
x

Рядом с вами всегда!

Наверх