16 января, 19 день по лунному календарю
Хорош для благоустройства, наведения порядка в доме, поездок. В этот день можно ремонтировать дорогу, ограду, брать у людей посуду, кроить шелковые одеяния, пояса, творить добро. Плохо: рыть колодцы, сажать цветы и деревья, заниматься коммерцией. Стрижка волос – к увеличению Дхармы.

Ученые нашли следы кипящей воды в загадочных темных линиях на Марсе

3 мая 2016 года, 19:07,    2013
фото: ria.ru
Кипящую воду на красной планете, испаряющейся при сверхнизких температурах из-за низкого атмосферного давления планеты сначала приняли за потоки соленой воды.
Необычные черные следы на поверхности холмов на Марсе были оставлены не просто потоками соленой воды, как недавно заявляло НАСА, а кипящей водой, испаряющейся при сверхнизких температурах из-за низкого атмосферного давления планеты, что объясняет их странный облик, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature Geophysics.

В 2011 году Альфред Макьюэн (Alfred McEwen) из университета Аризоны в Тусоне (США) и его коллеги изучали снимки, сделанные камерой HiRISE на борту зонда MRO. На некоторых снимках крутых склонов и краев кратеров видны темные полосы шириной 0,5-5 метров, которые появляются и разрастаются в летний период и исчезают марсианской зимой.

Как предполагали тогда планетологи, эти полосы могут быть потоками очень соленой воды. Такая вода остается жидкой при летних температурах на этих склонах, достигающих 250-300 кельвинов, или примерно от минус 23 до плюс 26 градусов Цельсия. В сентябре прошлого года, после повторного изучения снимков с MRO, планетологи подтвердили, что эти следы действительно были оставлены водой.

В своей новой статье Макьюэн и его коллеги нашли объяснение одной из самых больших странностей в облике этих полос – то, что они окружены странными выбросами из светлых пород, а также их необычный «волнистый» вид и неожиданные обрывы в нижних частях склонов. Все эти вещи заставляют многих ученых считать, что темные полосы на Марсе возникают не в результате течения небольших количеств воды, а таяния сухого льда или даже оползней, спровоцированных испарением замороженной углекислоты.

Авторы статьи решили проверить, так ли это на самом деле, создав особую лабораторную установку, в которой поддерживались идеально «марсианские» условия – низкая температура, давление и типично марсианская геология. Используя такой «мини-Марс» на Земле, группа Макьюэна проверила, что произойдет с кусочком льда, если его поместить под поверхность склона холма.

Этот эксперимент привел совсем не к тем последствиям, которые можно было бы ожидать, опираясь на физику подобных процессов на Земле. Оказалось, что вода, возникшая после таяния льда, будет не просто течь вниз по склону, двигаясь через пески Марса, а еще к тому же кипеть, активно испаряясь в «космос» в тот момент, когда она поднимется к поверхности грунта.

Этот процесс испарения был настолько активным, что он разбрасывал песчинки по округе, вызывая оползни и другие процессы, которые делали следы воды в лаборатории почти неотличимыми от того, как выглядят темные полосы на реальном Марсе. Как считают ученые, некоторые другие формы рельефа на Марсе, говорящие о присутствии воды на его поверхности сегодня, могли возникнуть примерно таким же образом, РИА «Новости»