20:00 "Адаптация" (16+)
Сайт работает в тестовом режиме

В Бурятии заработал первый в России телескоп для обнаружения опасных астероидов

Широкоугольный телескоп АЗТ-33 ВМ способен разглядеть космическую глыбу размером с Тунгусский метеорит за месяц до её столкновения с Землей.

16 Июня 2016, 13:33       1 366

В саянской обсерватории Института солнечно-земной физики сибирского отделения РАН начата опытная эксплуатация первого в России широкоугольного телескопа, предназначенного для скоростного обзора неба с целью решения проблем астероидно-кометной опасности. Телескоп АЗТ-33 ВМ с полем зрения 2,8 градуса построен петербургским АО «ЛОМО» при содействии Сибирского отделения РАН и предприятий Роскосмоса.
— Это первый инструмент такого уровня в России, телескоп мирового класса, очень мощный, способен обнаруживать далекие объекты, угрожающие Земле, — рассказал Борис Шустов, научный руководитель Института астрономии РАН, председатель экспертной группы по космическим угрозам при совете РАН по космосу. — За 30 секунд такой телескоп может получить на приемник излучения информацию об астероиде размером 50 м на расстоянии в одну астрономическую единицу — 150 млн км. Это означает, что на таком расстоянии можно обнаружить тело, по параметрам сопоставимое с Тунгусским метеоритом. Самое короткое время подлета таких тел к Земле с такого расстояния — месяц, это при самом плохом сценарии. Но обычно это годы. То есть появляется возможность обнаруживать потенциально опасные тела задолго до их приближения к Земле.
Вопросы астероидно-кометной опасности обсуждаются регулярно уже много лет, в том числе на уровне ООН и других международных организаций. Но адекватные средства для обнаружения опасных тел создаются только сейчас, а способы воздействия на астероиды и кометы пока развиваются в теоретической плоскости. Первый реальный эксперимент по воздействию на астероид намечено провести в начале 2020-х годов — к астероиду Дидим и его спутнику Дидимун направят космический аппарат-таран, который попробует изменить орбиту Дидимуна, что в теории позволит изменить орбиту самого Дидима — астероида диаметром 780 м.

Этот совместный эксперимента NASA и Европейского космического агентства позволит оценить эффективность «таранного метода» не раньше 2023 года, с учетом того что сам таран намечен на 2022 год и ещё потребуется время на оценку изменения орбиты Дидима. А пока средства воздействия на космические тела не созданы и не испытаны, мы от космических угроз никак не застрахованы. Но чтобы иметь возможность подготовиться к чему-то вроде падения Тунгусского метеорита, нужно как можно раньше эту угрозу идентифицировать. Самый амбициозный и высокобюджетный проект наблюдения за космическими телами реализуется сейчас на Гавайях, где строят систему из четырех широкоугольных телескопов Pan-STARRS (Panoramic Survey Telescope and Rapid Response System). Бюджет проекта — $100 млн. Пока введен в строй первый телескоп — PS1, второй начнет работать осенью этого года.

По словам Бориса Шустова, для того чтобы возможности телескопа АЗТ-33 ВМ были задействованы полностью, нужно приобрести для него оборудование на сумму порядка 500 млн рублей.
— Широкое поле означает большую принимающую поверхность, — поясняет Шустов. — В Саянской обсерватории сейчас на этой поверхности лежит один небольшой детектор, таких нужно не меньше 20, чтобы закрыть всё поле. Тогда появится возможность наблюдать сразу за огромной площадью неба. Детекторы мы покупаем за рубежом, по моим расчетам, для закупки детекторов нужных параметров требуется порядка 500 млн рублей, тогда телескоп заработает на полную мощность. Это обязательно нужно сделать, чтобы довести начатое дело до полноценного результата.
Матрицы дают весомую часть стоимости современных широкоугольных телескопов, которые можно назвать самыми мощными цифровыми фотоаппаратами современности. Телескоп PS1 проекта Pan-STARRS записывает наблюдения на матрицу в 1,4 млрд пикселей.

В рамках Федеральной космической программы на 2016–2025 годы в России запланировано создание автоматизированной системы предупреждения об опасных ситуациях в околоземном пространстве (АСПОС ОКП). В рамках этого проекта планируется провести разработку технологии и программных средств для обнаружения угрожающих Земле небесных тел, создать аппаратно-программный комплекс моделирования сценариев и средств противодействия объектам естественного происхождения, опасно сближающихся с Землей. Предстоит также разработать программно-аппаратные комплексы для сбора, обработки и анализа информации по потенциально опасным объектам естественного происхождения, передают "Известия".