Рынок моторного топлива переживает потрясения Биржевые цены бензина и дизтоплива выросли более чем на 10% с начала марта, и, возможно, это еще не предел. Что происходит с нефтепродуктами и как это скажется на отпускных ценах на АЗС?

Экономика 22 марта 2024, 20:02 11286

Рынок моторного топлива переживает потрясения. Биржевые цены бензина и дизельного топлива выросли более чем на 10% с начала марта, и, возможно, это еще не предел. Что происходит с нефтепродуктами и как это скажется на отпускных ценах на АЗС?

Федеральная пресса сообщает, что цены на бирже нефтепродуктов подбираются к кризисной отметке. С начала года закупочные цены на 92-й поднялись на 33%, в половину подорожал 95-й и примерно на треть выросло в цене дизельное топливо. Рядовых потребителей должно обнадежить одно - этот рост произошел после прошлогоднего обвала, просто падение цен нам прочувствовать обычно не дают. А что касается роста?

Алдар Бадмаев, экономист-эксперт: Существует два таких серьезных фактора. Первый фактор - это сезонный, в преддверии весенней посевной компании нефтяные компании начинают поднимать цены, особенно это касается дизельного топлива. Второй фактор, чрезвычайный по сути дела, - это сказывается последствие удара украинских БПЛА по нефтеперерабатывающим заводам в западных регионах.

Подогревает эту историю то, что часть оборудования нефтепереработки до сих пор зависит от импорта. За несколько лет всю систему производства топлива перестроить на импортозамещенное оборудование удастся мало какому государству. Сейчас как никогда важны запасы. В Бурятии они есть.

Екатерина Устюшенко, пресс-секретарь министерства по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия: Крупными поставщиками являются Бурятнефтепродукт, ННК и БРК. На территории республики имеются две нефтебазы. В настоящее время перебоев с поставками топлива нет, запасами топлива республика обеспечена в полном объеме.

Рынок нефтепродуктов считается одним из самых высокодоходных. Он построен таким образом, что изменение биржевой цены может и не отразиться на автозаправочной станции. Если власть того пожелает, бизнесу придется подчиниться. Но не все так в мире торговли.

Алдар Бадмаев, экономист-эксперт: Ценовая стратегия нефтяных компаний как раз таки призвана максимально повысить прибыль. Как можно затормозить эту ситуацию? Мы видим на примере того же Китая, других стран, что государства все-таки могут влиять на ценовую ситуацию на рынке ГСМ. Это делается путем жесткого экономического и внеэкономического, в том числе административного, регулирования, когда нефтяные компании находятся в очень жестких рамках.

По прогнозам, цены на топливо если и поднимутся в ближайшее время, то не выше уровня инфляции. А если те, кто может повлиять на рынок отпустят вожжи, далеко не уедет ни одна отрасль экономики.

27 апреля